Movieline, июль 1998

Лоренс Гробел

"Актер и Поэт"

Дэвид Духовны сообщает, что пришельцы из кинофильма "X-Files" относятся к списку - А, обсуждает динамику супружеской жизни, и делится с нами одной из своих поэм.
Дэвид Духовны сидит в трейлере кино компании ХХ Век Фокс и задается вопросом, как долго ему еще ждать приглашения на съемочную площадку для работы над следующим фрагментом "X-Files". Хотя высоко образованный (Princeton, Yale) Духовны, однажды написал тезис относительно Сэмюэля Бекетта, хозяина ожидания, он все еще не привык к бесцельному время провождению в промежутках между работой. Но кинофильм "X-Files"- высокая ставка для него, и он готов делать все, что от него потребуют. Ожидание этого фильма огромно. Сериал, уже существующий в течение пяти лет и запланированный еще на два года на новом месте в Лос-Анджелесе, сделал Духовны большой международной звездой, но завоевать статус подлинной кинозвезды было бы еще большим достижением для его карьеры. " Я пытаюсь бороться против людей, видящих во мне меньше, чем есть на самом деле, " сообщает он, подразумевая фанатичное отношение поклонников, думающих о нем исключительно как об агенте ФБР Фоксе Малдере. " Я часто встречаюсь с инфантильной реакцией зрителей, называющих меня Малдер - но это - моя проблема. " Он знает, что, сыграв Малдера на большом экране, мог бы получить больше чем, когда-либо. А именно возможность быть, кем-нибудь другим.
ЛГ: Пока кинофильм "X-Files" не вышел, поэтому давай поговорим о твоей предыдущей работе. " Изображая Бога" не очень долго задержался в кинопрокате, ты думаешь, проблема была в режиссере?
ДД: Я думаю, была проблема с режиссурой, но это не было ошибкой режиссера. На самом деле у нас просто не было сценария. У нас была большая идея, и я надеялся, что к началу съемок будет написан хороший сценарий, но этого не случилось. Если бы я был киноактером, в этот момент я бы мог сказать, "Эй, сценарий не готов, давайте подождем три месяца и пошлем это на переработку хорошему сценаристу." Но у меня в запасе было всего шесть недель. При этом я испытывал зуд сделать это кино, и поэтому сказал, "Давайте-ка, сотворим это" В общем, кроме себя самого, мне некого больше обвинять. Я хотел, чтобы это была драма, режиссер хотел, чтобы это была эксцентрическая комедия, типа рассказов Элмора Леонарда, в результате получилось ни то и не другое. Но я не чувствую себя смущенным или расстроенным от того, что сделал этот фильм. Я замечательно провел время и очень многое узнал.
ЛГ: кинофильм "X-Files" лучше, чем любой из индивидуальных эпизодов?
ДД: Он лучше в том, что над каждым фрагментом мы могли работать подолгу, не приступая к следующему, пока не удостоверимся, что этот полностью готов, при съемках сериала мы не имеем такой роскоши, поскольку сильно ограничены во времени. Но эта разница не имеет отношения к актерскому исполнению. Сериал держится на реалистичном и интересном изображении персонажей, в нем широкое поле для актерской импровизации. В кинофильме главное совсем другое. Это просто зрелище.
ЛГ: Малдер и Скалли плясали вокруг сексуального вопроса в течение пяти лет. В кинофильме вы, наконец, сделаете это?
A: Скажем так, в кино это зайдет дальше, чем когда-либо в сериале.
ЛГ: Мы увидим клево выглядящих пришельцев, или они будут похожи на тех, что мы видели в сериале?
ДД: [Смеется] Очень клевых. Мы потратили на них много денег. Они - пришельцы из A-списка.
ЛГ: Какой фильм о пришельцах ты смотрел с удовольствием?
ДД: Мне понравились " Чужой" и " Чужие".
ЛГ: А " День Независимости"?
ДД: Нет, это было просто игрушкой. Я - не заинтересован этим жанром.
ЛГ: "Развлечение Еженедельно" задало хороший вопрос: что случится, когда сериал, основанный на необъяснимых явлениях, начнет их объяснять!
ДД: Хорошо смотри: У нас не было прецедентов по этому поводу раньше, не так ли? И это - не значит, что мы скажем " OK, здесь - все ответы, которые вы желали получить в течение пяти лет. " В истинной сути "X-Files" на каждый данный вам ответ появляется еще пять новых вопросов.
ЛГ: Вся твоя карьера идентифицируется с одним персонажем, какова твоя стратегия преодоления этого, ведь ты не хочешь стать новым Уильямом Шатнером?
ДД: У меня нет никакой стратегии. Я верю, что если есть талант, то он обязательно проявится. Если у меня получится сделать это, значит, я его имею, если нет, то - так тому и быть.
ЛГ: Если бы ты мог сниматься в фильме не связанном с "X-Files" с каким режиссером ты хотел бы работать?
ДД: Мне нравится Коппола. В документальном фильме "Сердце Тьмы", о съемках фильма "Апокалипсис сегодня" имеется часть о том, как снимали сцену безумия героя Мартина Шина в гостиничном номере в Сайгоне. Мартин Шин говорит режиссеру, что ему кажется, эта сцена снимается неверно. На что Коппола отвечает - это твой герой, никто лучше тебя не может знать, как это должно быть. " И это именно то, чего я хотел бы от режиссера.
ЛГ: Чему ты научился у Залмана Кинга при работе над фильмом "Дневники красной туфельки"?
ДД: Залман дал мне чувство уверенности в себе. Я ему нравился. Он говорил, что у меня все великолепно получается. Каждый из нас нуждается в такого рода поддержке в определенный момент своей жизни. Потому что очень легко потерять самооценку, не оказавшись в верхней десятке мира. Он говорил, что можно не суетиться, а просто стоять на месте, потому что даже в неподвижности кое-что происходит. Если история рассказывается хорошо, то значит, и я делаю свою работу хорошо, даже ничего особого при этом не делая. Поскольку умение ничего не делать перед камерой и при этом выглядеть естественно - это тоже мастерство. Кроме того, моя собака преподала мне несколько уроков актерского мастерства.
ЛГ: И чему научила тебя твоя собака?
ДД: Полная неподвижность, сосредоточенность и концентрация. Возможно, только одно движение уха, чтобы вычислить кое-что.
ЛГ: До "X-Files" ты снимался в фильме "Калифорния" с Брэдом Питтом. Мог ты представить, что оба вы скоро станете секс символами?
ДД: Нет, но его фильм "Тельма и Луиза" к тому времени вышел на экраны, так что люди уже говорили, что он собирался быть следующим Брэдом Питтом [Смеется], когда я был на прослушивании для этого кинофильма, об участие Брэда Питта и Джульет Льюис уже было известно. Мы с Мишель Форбс были очень довольны, когда нас утвердили на роли. Мы знали, что люди захотят увидеть фильм из-за Бреда и Джульет. Джульет действительно потрясающая - она была шокирующе хороша в "Мысе страха". Мы с Брэдом и Мишель - довольно неплохие актеры, но Джульет- просто фантастическая. Было сверхъестественно за ней наблюдать.
ЛГ: До женитьбы тебя часто видели с Вайноной Райдер. Что ты думаешь о ней как об актрисе?
ДД: Она - прирожденная актриса. Вокруг много хороших актеров, но лишь немногие были рождены для этой профессии. Она одна из этих немногих. Не знаю, что бы с ней случилось, если бы она не смогла играть.
ЛГ: Ты снимался с Робертом Дауни младшим в "Чаплине", что можешь сказать о нем?
ДД:Только то, что он другой прирожденный актер, ужасно талантливый.
ЛГ: Что ты думаешь о его тюремном заключении?
ДД: Очень грустно. Если ты нарушил закон, кем бы ты ни был, ты должен понести наказание по заслугам. Я надеюсь, что он сможет оправиться.
ЛГ: Как- то ты сравнил славу с ароматом духов. Почему?
ДД: Потому, что слава так же поверхностна, как запах духов. Она не делает тебя лучше, чем ты есть. И подобно запаху духов, аромат славы быстро выветривается.
ЛГ: Почему ты сказал, что быть знаменитым все равно, что быть Католиком?
ДД: Потому что, находясь в лучах славы, нельзя совершать плохих поступков, иначе сразу же будешь наказан.
ЛГ: Кто из знаменитостей, по-твоему, имеет наиболее мудрое отношение к своей известности?
ДД: Я начинаю думать, что это Уоррен Битти. Меня раньше возмущали штампованные краткие фразы, которыми он изъясняется в своих интервью, но теперь я понимаю, что он прав, выдавая хорошо отредактированную историю и не говоря при этом ничего лишнего. Я не думаю, что у меня, когда- либо получиться выражаться подобным образом, но я уважаю это. Я же всегда чувствую, что должен чем- то ответить на внимание, обращенное ко мне, иначе люди будут разочарованы и уйдут. Я должен рассказать им новую историю, или поговорить с ними о чем-то спорном или забавном. После, я чувствую полное опустошение. Если получается говорить о вещах, важных для тебя, не испытывая при этом раздражения и не причиняя вреда своим близким, то ты делаешь хорошую работу. Но это не просто. Внутри я имею опасение, что будь я лучшим актером, я не был бы должен так продавать себя. Когда я начинаю говорить о своей жене или о своем детстве, я думаю " Мой Бог, что я делаю? Я выкладываю семейные тайны, чтобы уговорить людей идти смотреть мой кинофильм?! "
ЛГ: Ты сказал, что люди любят тебя по неправильным причинам. На самом деле они любят не тебя, а твой экранный персонаж. Это обижает?
ДД: Я теперь женат и имею того - то, кто любит именно меня, так что, у меня нет потребности искать правильную любовь. Эти слова напомнили мне об одном преподавателе в школе дипломированного специалиста. Она сказала, " Ты удачлив, если кто-то вообще любит тебя по любой из причин. Не надо искать правильные причины. Любовь - есть любовь, что бы ее ни вызывало "
ЛГ: Как долго ты женат?
ДД: год в Мае.
ЛГ: Брак освобождает?
ДД: С одной стороны да, но с другой - это вызов, потому что ты больше не один. Когда тебе больно, ты больше не можешь спрятаться в пещеру и зализывать там свои раны в гордом одиночестве, ты не можешь гасить свою боль с помощью лекарств и других женщин, ты должен разделить ее с близким тебе человеком.
ЛГ: Ты ощущаешь полную близость со своей женой?
ДД: Я чувствую, что мы близки. И эта близость развивается. Когда ты влюбляешься, это только начало. В совместной жизни бывают моменты, которые могут разрушить любые отношения, но лишь преодолев их, можно понять истинность чувств. Все люди, подобно планетам, вращаются на своих орбитах. В жизни каждого есть моменты приливов и отливов. Когда я нахожусь в плохом настроении, я говорю Тэа: не принимай это близко к сердцу, дай мне немного побыть на своей Луне."
ЛГ: Ты часто сердишься?
ДД: Ух. Бывает. Я могу провопить немного, но очень быстро остываю.
ЛГ: Ты, когда-либо швырял вещи в кого-нибудь?
ДД: (Смеется) О да, было дело. Однажды я бросил кое- что, что пролетело в непосредственной близости от головы человека.
ЛГ: В течение этого года, говоря о жене, ты использовал только позитивные слова: добрая, веселая, нежная, честная, преданная. Как ты думаешь, настанет время, когда в твоем лексиконе появятся иные выражения типа: ворчливая, требовательная, собственница.
ДД: Единственное в чем, при очень большом желании, можно обвинить Тэа, это в богатом воображении. Именно оно делает ее хорошей актрисой. Но иногда она так увлекается своими фантазиями, что начинает искренне верить в них. Обычно мне забавно наблюдать за этим процессом, да и смеемся над этим мы всегда вместе. И она вовсе не ворчливая и тем более не собственница.
ЛГ: Журнал "Biography" опубликовал серию фотографий вас с Тэа на баскетбольном матче, сразу же вскоре после свадьбы. Они проанализировали язык ваших жестов и решили, что вы не уживетесь вдвоем. На фотографии ты пытаешься обнять ее, а она отклоняется прочь. Они правы?
ДД: [Смотрит на фотографию] Абсолютно нет.
ЛГ: Тебя беспокоит это?
ДД: Нет, это очень забавно.
ЛГ: Ты собираешься сообщить об этом Тэа?
ДД: О да, скажу - как ты смотришь на то, чтобы обнимать меня чаще? Забавная вещь - это можно написать о ком угодно. [Смотрит на другие фотографии в журнале] О! даже не читая, предполагаю что, посмотрев на эту фотографию, они решили, что имеются проблемы в отношениях между Андре Агасси и Брук Шилдс. [Читает подпись под фото] О нет, они любят их. Подождите, вот большая фотография Вуди Алена с новой женой. О нет! Их они тоже любят. Похоже мы единственные, получившие большие пальцы вниз. ( Жест распространенный на МТВ означающий отстой, если непонятно замени не неодобрение) Им бы надо бы поместить фотографию Томми Ли колотящего Памеллу Андерсен и подписать, мы видим, что Томми и Памелла переживают трудное время. "
ЛГ: Ты когда-либо читал книги по самоанализу?
ДД: О да. Она называлась "Излечи стыд, который связывает тебя" Ужасный заголовок. Это Джон Брэдшав, - он своего рода гуру в этих вопросах.
ЛГ: Как давно это было?
ДД: Лет десять или двенадцать назад. Это было полезно для меня.
ЛГ: Чего ты стыдился!
ДД: Всего. Секса, нехватки денег, прослыть неудачником. Любого, кто узнает мои истинные чувства. Я очень боялся, что кто- то поймет, чего я в действительности хочу, и что я из себя представляю.
ЛГ: Насколько духовна - твоя духовная сторона?
ДД: Я не знаю. Я не могу определять количество духовности в этом.
ЛГ: Ты веришь в загробную жизнь?
ДД: Не в том смысле, что я там буду. Я считаю, что все, чем мы являемся, обусловлено определенными обстоятельствами. Где мы рождены, как воспитаны, какое образование получили, как мы выглядим. Все эти вещи формируют вашу душу. Я хотел бы надеяться, что всякий раз, когда вы теряете что- то в этой жизни, это возвращается вам в той. Моя идея относительно ада, вы попадает на небеса, лишившись всех необходимых составляющих своей души.
ЛГ: Твои родители развелись, когда тебе было 11, как это на тебя подействовало. Возможно, ли вообще иметь счастливое детство?
ДД: Это - не вина кого-либо, когда у вас бывают проблемы в детстве. Это заложено в природе самой жизни - мы падаем и мы ушибаемся, это нас чему-нибудь, учит. У меня был психотерапевт, с которым я встречался всякий раз, когда имел неприятности. Я говорил ему, "Господи, это когда-нибудь закончится. Или я собираюсь быть вечно несчастным." И он говорил, "Хорошо, а ты, когда ни будь, был счастлив?" И, конечно же, я ответил, "Да, это случается время от времени." "А тебя бы испугала мысль, что счастливое состояние не собирается заканчиваться?" "Нет." "Хорошо, печальные моменты и счастливые моменты всегда чередуются, это - просто цикл."
ЛГ: Каким ребенком ты был?
ДД: В детстве меня водили к психологу, он оставлял меня, в комнате с игрушками, одного и наблюдал, буду ли я их ломать.
ЛГ: А что послужило причиной этого?
ДД: Я был гиперактивным, школьные учителя не знали почему. Я был неуправляем. Моя мать, благословляю ее, сказала им, "То, что вы не можете справиться с моим сыном, вовсе не означает, что у него есть проблемы." Я благодарен ей до сих пор за то, что она заступилась за меня тогда.
ЛГ: А чья это была идея, отправить тебя на обследование к психологу?
ДД: Школы. Школа была жутко прогрессивной. Мы все занимались в одной классной комнате каждый в своем темпе. Я думаю, что был гораздо умнее тогда, чем теперь. Во втором классе я написал поэму о приключениях монетки (пенни) по имени Эйб. Эйб был очень опытной особой и много знал, так как постоянно путешествовал из кармана в карман.
ЛГ: Что случалось с пенни в конце?
ДД: Увы, Эйб погиб, был расплющен поездом. Слишком много ума до добра не доводит.
ЛГ: Я знаю, ты написал в колледже роман " Везде, где есть двое". Оливер Стоун недавно опубликовал свой ранний роман. Ты не хочешь поступить так же?
ДД: Почему нет? Я не думаю, что это могло бы смутить меня. Но я не очень заинтересован опубликованием романов, которые написал, когда мне было 19. Я бы лучше опубликовал стихи, которые пишу сейчас.
ЛГ: Хочешь выпустить сборник поэм?
ДД: Вероятно наилучшее в поэзии - то, что ты, не можешь разбогатеть на ней. Если я возьму перерыв в работе на этот год, наверно я найду время собрать все свои стихи и возможно опубликовать их.
ЛГ: Прочитаешь одну из поэм в этом интервью?
ДД: Да, теперь уж придется.
ЛГ: Я читала, что ты писал поэмы для одной из своих подруг, а после того, как вы расстались, она вышла замуж, и ее муж уничтожил их единственные копии. Какой же автор пишет без того, чтобы сохранить копии?
ДД: Я. Они были написаны на салфетках и обрывках сценария.
ЛГ: Думаешь, твоя бывшая подруга сильно расстроилась!
ДД: Надеюсь, что нет, я верю, что она счастлива в семейной жизни.
ЛГ: Любая ложь, которую ты сообщал бывшим подругами и от которой хотел бы сейчас отречься?
ДД: Таковой нет, потому что я думаю, они давно узнали о ней и либо простили меня, либо нет.
ЛГ: Будучи аспирантом Йеля, ты учился с одним из гигантов академии, Гарольдом Блумом.
ДД: У него всегда было свое мнение, отличавшееся от любого другого. Он был библиотекарем Западной культуры. Если бы мне представилась возможность выбирать собеседника по любым вопросам литературы, я хотел бы говорить с Гарольдом Блумом. Если бы я мог иметь записи его рассуждений в своем автомобиле я мог бы сказать, " Поговори со мной о Мильтоне сегодня, " это было бы очаровательно.
ЛГ: О Гарольде Блуме сказали, что имеет одну из таких душ, которые начали увядать под влиянием слишком большого образования.
ДД: Философия Гарольда Блума - относительно души, увядающей под влиянием излишнего образования. Если вы попали под влияние сильных авторов в юности, то вы не сможете писать сами. Это - одна из проблем моего образования. Это не очень хорошая идея, ознакомить талантливых молодых людей с лучшими произведениями Западной культуры, так как у них сразу возникает вопрос, А что же к этому могу добавить я? "
ЛГ: Ты когда-либо хотел учиться за границей?
ДД: Один раз я попытался. Но не прошел собеседование. Мне задали вопрос: Должен ли автор беллетристики придерживаться хорошей этики и морали в своих произведениях?
ЛГ: И какую позицию выбрал ты?
ДД: Очевидно неправильную. [Смеется] Я сказал - нет. Они, конечно, хотели услышать да. Я был вовлечен в обсуждение относительно насилия в литературе. Каково влияние насилия, отраженного в популярной культуре, на молодежь? Это - невозможное обсуждение. Когда государство вводит строгую цензуру на культуру, вы рискуете получить ситуацию, сложившуюся в 70-годах в Советском реализме, который сейчас никого не интересует. Я всегда возвращаюсь к эссе Мильтона относительно цензуры, в котором говорится: дьявол существует, если мы будем показывать нашим детям только Бога и скрывать дьявола, то при встрече с ним они легче попадут под его влияние.
ЛГ: Джон Гришэм обвинил Оливера Стоуна в том, что его фильм "Прирожденные убийцы" вызвал всплеск насилия.
ДД: Хорошо, я думаю, что сам Гришэм толком писать не умеет. Сколько людей поднимало оружие, цитируя при этом священное писание? Нет объяснения природе насилия. Если бы убийцы не руководствовались этим фильмом, они все равно продолжали бы убивать по своему собственному сценарию. И вообще, для того чтобы представить, что такое насилие в произведениях искусства нужно сначала ознакомиться с культурой Древней Греции. Вот где действительно отображается насилие во всей его глубине и разнообразии. Когда последний раз вы смотрели кинофильм о сыне, вступающем в близкие отношения со своей матерью? Это одна из центральных сюжетных линий Греческого искусства, которое мы сейчас называем высоким. У них есть пьеса о сумасшедшей женщине съевшей своего сына. Попробуй снять об этом фильм! К сожалению, культура развлечений определяется рынком сбыта, зависящим от потребностей масс. Мы сами не можем сильно повлиять на этот процесс.
ЛГ: Какие наиболее страшные моменты ты помнишь из "X-Files"?
ДД: Огромные нарывы, лопавшиеся при созревании, одного парня, который поедал сырую человеческую печень, другого, который высасывал жир из полных женщин. Не уступает по жестокости Древнегреческому искусству, неправда ли? Весь этот ужас вызывал восторг у наших зрителей. Но один раз мы убили маленькую собачку, после чего нас засыпали гневными письмами, требуя прекратить подобную жестокость. Мы можем уничтожить столько людей, сколько хотим, но лучше не обижать мопса - иначе рискуешь потерять аудиторию.
ЛГ: Энтони Хопкинс как-то сообщил мне, что большинство актеров на самом деле красивые, но слабоумные люди. Им только кажется, что они очень сложные натуры."
ДД: [Смеется] Я не думаю что я - слабоумный, которому просто хочется казаться сложной натурой. На самом деле я очень уважаю простоту. Но я считаю себя интеллектуальным. Я определенно слишком много думаю, и это совсем не на пользу моей профессии. Интеллект и мышление - это скорее недостаток, чем достоинство, для актера. Мы хотим от актеров спонтанности и импульсивности. Мы хотим, чтобы они делали вещи, которые мы сделать не можем. Каждый может просто сидеть и думать.
ЛГ: Ты хотел бы сыграть Гамлета, я знаю -это роль, о которой мечтают все актеры?
ДД: Гамлет не имеет смысла, когда ему близко к 40. Если в 40 лет человек скулит о проблемах с родителями, вы теряете уважение к нему.
ЛГ: Какая твоя любимая пища?
ДД: Я не знаю, но расскажу тебе историю про одного молоденького сноубордиста, победителя Олимпийских Игр. Он - из небольшого городка расположенного неподалеку от Ванкувера. Когда он получил медаль, его показывали во всех местных новостях. Парнишке 26 лет и особо сказать ему нечего, но опрашивали его так, как великого писателя или политика. Мэр, устроил торжественную церемонию по такому случаю, а далее предоставил возможность блеснуть победителю. Он сказал: "Мы знаем, что тебе уже задавали сложные вопросы журналисты, но мы хотим задать тебе еще более трудные вопросы. Эти вопросы составили для тебя ученики второго класса нашей школы." Вопросы были следующего характера "Ты когда-либо терял надежду?" И он дал большой ответ -- Я Сноубордист! Это прозвучало подобно - Я Иисус Христос. А затем его спросили, какая его любимая пища? Он очень серьезно отнесся к подобному вопросу и после длительного раздумья произнес" Медово-ореховые кукурузные хлопья." Настоящий герой!
ЛГ: Что угнетает тебя?
ДД: Что не хватит времени и энергии сделать все, что хотелось бы.
ЛГ: И чего тебе хотелось бы сделать?
ДД: Писать. Иметь семью. Стать тем, что моя мамочка называет приличным человеком. Я хотел бы причинять меньше боли близким мне людям. Возможно, облегчить, чью-нибудь боль.
ЛГ: Что ты думаешь о смерти Принцессы Дианы?
ДД: Все говорили, что это трагедия, но я так не считаю. Это - не трагедия. Трагедия имеет глубокий смысл в человеческом пути. Эта смерть не имела смысла. Эта женщина погибла, пытаясь не позволить себя сфотографировать. Я очень хорошо понимаю этот вид сумасшествия, я сам регулярно в него впадаю. Я знаю все, что она чувствовала, пытаясь скрыть свою личную жизнь от этих людей. Но это - не трагедия. Трагедия грандиозна и великолепна. А это было ужасно и безвкусно.
ЛГ: Думаешь, это чему-то научило людей?
ДД: Научило на пару недель, не более. Такова человеческая природа. Уроки быстро забываются.
ЛГ: Назови трех человек в своей жизни, которым ты можешь полностью доверять?
ДД: Моя жена, моя сестра и мой менеджер.
ЛГ: Все три - женщины. Они дают тебе чувство защищенности или изолированности?
ДД: Фактически и то и другое. Я чувствую изоляцию, потому что незнакомые люди знают меня, а я их нет. Это делает меня уязвимым. Однако в браке я чувствую себя более защищенным, чем раньше. Потому что Тэа хорошо знает и понимает меня. И что бы ни говорили обо мне в мире, для нее - это просто не имеющий значения шум.

публикации